Вести Экономика ― Всемирный банк назвал 2 фактора для роста ВВП России

Add to Flipboard Magazine.

Пoвышeниe прoизвoдитeльнoсти и увeличeниe инвeстиций в чeлoвeчeский кaпитaл – вoт фaктoры, нeoбxoдимыe для дoстижeния устoйчивoгo и всeoбъeмлющeгo экoнoмичeскoгo рoстa в интeрeсax всex грaждaн Рoссийскoй Фeдeрaции, укaзывaeтся в исслeдoвaнии экoнoмики РФ, кoтoрoe былo пoдгoтoвлeнo экспeртaми Всeмирнoгo бaнкa и прeдстaвлeнo сeгoдня в рaмкax Гaйдaрoвскoгo фoрумa 2017 г.

C 2012 г. в Рoссии нaблюдaeтся знaчитeльнoe зaмeдлeниe тeмпoв рoстa вслeд зa пeриoдoм пeрвoй дeкaды 2000-x гг., кoгдa блaгoприятнaя внeшнeэкoнoмичeскaя кoнъюнктурa и увeрeнныe мaкрoэкoнoмичeскиe пoкaзaтeли спoсoбствoвaли дoстижeнию всeoбъeмлющeгo экoнoмичeскoгo рoстa и высoкиx eгo тeмпoв.

С oкoнчaниeм глoбaльнoгo сырьeвoгo супeрциклa и oсoбeннo с рeзким пaдeниeм цeн нa нeфть — oснoвнoй экспoртный тoвaр Рoссии — рoссийскaя экoнoмикa вoшлa в рeцeссию. Нaчaлся слoжный пeриoд приспoсoблeния экoнoмики к нoвым услoвиям. Нeдoстaтoчнaя дивeрсификaция экoнoмики и сильнaя зaвисимoсть oт нeфти и нeскoлькиx другиx стрaтeгичeскиx сeктoрoв сущeствeннo oбoстрили уязвимoсть Рoссии к шoкaм oт измeнeния услoвий внeшнeй торговли.

В ходе кризиса 2014 г. обнажилась экономическая уязвимость России. В условиях нарастающей бюджетной нагрузки все труднее финансировать основополагающий общественный договор, в соответствии с которым государство обеспечивает рабочие места, предоставляет государственные услуги и масштабную систему трансфертов и субсидий. Снижение темпов роста сбережений и кредитования привело к еще большему сокращению внутреннего спроса, а масштабный отток капитала усилил отрицательные тенденции в инвестициях. В условиях низкого уровня инвестиций ограничивается среднесрочный потенциальный рост и обостряется потребность в новых факторах роста.

Мнение эксперта

Борис Титов
Уполномоченный по защите прав предпринимателей

«Всемирный банк считает, что Россия слишком мало вкладывается в свою изношенную инфраструктуру — транспортную, энергетическую, коммунальную,социальную. Потребности в таких инвестициях в десятки раз превышают уровень текущих вложений.

Это прямое подтверждение позиции Столыпинского клуба. Принятый недавно трехлетний бюджет не что иное, как бюджет стагнации. Инфраструктура — это та проблема, которая нас догоняет все больше и больше. В 2016 году сдали дорог меньше, чем в предыдущем.   Пока Минфин (а теперь и Минэкономразвития) заботятся о макроэкономической стабильности, зажимая все, что только можно зажать, у нас все ветшает и разваливается. Нужно обеспечивать условия для частно-государственного партнерства».

Авторы исследования Всемирного банка выявляют два основных пути для роста ВВП РФ: (а) повышение производительности для обеспечения диверсифицированного экономического роста и (б) дальнейшее совершенствование человеческого капитала и улучшение доступа к услугам. Кроме того, в докладе выявляются три ключевые предпосылки для обеспечения более высокой траектории экономического роста, такие как улучшение государственного управления, реформа бюджетной системы и совершенствование практики управления обширными природными ресурсами в России.

Прогресс во всех этих областях исключительно важен, для того чтобы в России можно было вновь обеспечить устойчивый рост и дальнейшее всеобщее процветание для еще более широких слоев населения.

Повышение производительности для обеспечения диверсифицированного роста

В рамках первого пути определяются направления, где необходимы новые подходы, которые позволяли бы восстановить производительность; при этом акцент ставится на режиме регулирования деятельности компаний, развитии инфраструктуры и обеспечении связности, ограничениях для инноваций, осуществляемых компаниями, а также на формировании навыков работников.

Предлагаемые меры

  • Создать равноправные условия для всех предприятий путем совершенствования условий конкуренции и оптимизации требований регулирования, таких как режим проверок, с целью стимулирования предпринимательства и развития МСП.
  • Диверсифицировать и развивать финансовый сектор, чтобы улучшить доступ к финансированию для МСП, внедрить инструменты долгосрочного финансирования и снизить стоимость кредита.
  • Устранить нетарифные барьеры, способствовать внешней торговле за счет более активного использования технологий управления рисками, оптимизировать процедуры международного транзита, повысить прозрачность внешнеторгового законодательства и работать над устранением фрагментации в стимулировании внешней торговли.
  • Содействовать мобильности трудовых ресурсов за счет развития рынка жилья и транспортных сетей, сокращения нормативных требований, препятствующих перемещению трудовых ресурсов, и оказание помощи людям, несущим высокие расходы по поиску работы и переезду.

Россия обладает значительным потенциалом возобновления роста производительности за счет устранения ограничений, существующих на уровне всей экономики, предприятия и отдельного человека. Факторы, сдерживающие рост производительности на уровне всей экономики, включают в себя сохраняющиеся проблемы в части инвестиционного климата, искажение рыночных и внешнеторговых механизмов, изношенный основной капитал и недостаточную связность. Факторы, сдерживающие рост производительности на уровне предприятия, связаны с ограниченной инновационной деятельностью, а также с факторами, ограничивающими производительность на уровне работника.

Предлагаемые меры

  • Устранить инфраструктурные узкие места на основных торговых коридорах и улучшить услуги логистики.
  • Совершенствовать связность и транспортную инфраструктуру и услуги в отстающих регионах и городах.
  • Совершенствовать управление государственными инвестициями: повысить экономический эффект от инвестиций в общественную инфраструктуру путем повышения институциональных возможностей планирования и управления масштабными проектами на транспорте и в логистике, а также более широко использовать ГЧП.

Частные предприятия в России считают дефицит навыков одним из самых серьезных факторов, ограничивающих их развитие и рост. Несмотря на очень высокий уровень формального образования у российских работников, современные качество и содержание образования не способствуют формированию квалификаций, востребованных на рынке труда.

Предлагаемые меры

  • Поддерживать догоняющие инновации и рост внутреннего потенциала предприятий за счет интервенций со стороны предложения, направленных на содействие предприятиям в повышении их потенциала, а также за счет реформ со стороны спроса, направленных на создание более конкурентных рынков, сокращение регулирования и усиления защиты интеллектуальной собственности.
  • Совершенствовать российскую научно-технологическую и инновационную базу и повышать ее вклад в экономику за счет улучшения координации и планирования интервенций.
  • Привести в соответствие спрос и предложение на рынке труда за счет использования эффективных стимулов для замены содержания, формы и методов подготовки кадров, повышения возможностей системы профессиональной подготовки и создания современной информационной системы для обмена информацией о спросе и предложении квалификаций и рабочих мест.

«Формирование более благоприятной инвестиционной среды, совершенствование инфраструктуры (особенно повышение транспортной связности), укрепление инновационного потенциала и формирование навыков, востребованных рынком, совершенно необходимы для того, чтобы повысить производительность, и, таким образом, являются ключевыми для поддержания экономического роста в последующие годы», — заявил Сирил Муллер, вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии, представляя Комплексное диагностическое исследование в Москве.

Мнение эксперта

Анатолий Аксаков
Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку

Это важные направления для приложения усилий законодательной и исполнительной власти, более того, президент РФ, правительство страны и Федеральное Собрание постоянно работают над решением задач, связанных со стимулированием экономического роста.

На мой взгляд, сейчас для нашего бизнеса и всего общества первостепенное значение имеет постановка четких целей, которых мы хотим достичь к 2020-2025 годам, и определение, исходя из этих целей, долгосрочного стратегического плана социально-экономического развития страны.

Системный подход позволит в том числе решить и те задачи, о которых пишет в своем докладе Всемирный банк — повысить производительность труда и качество человеческого капитала, чтобы свободно конкурировать на мировом рынке и создать условия, при которых самая передовая и высококвалифицированная часть общества оставалась бы в России и работала на благо страны. Наша страна и наш народ обладают огромным потенциалом и при системном подходе способны добиться намного большего по сравнению с тем, что сегодня рекомендуют международные эксперты».

Дальнейшее совершенствование человеческого капитала и улучшение доступа к услугам

В рамках второго пути обозначены основные направления реформ, призванных снизить уязвимость за счет совершенствования человеческого капитала и улучшения доступа к государственным услугам. Инвестиции в человеческий капитал и дополнительные реформы рынка труда совершенно необходимы для того, чтобы повысить равенство возможностей.

Предлагаемые меры

  • Совершенствовать охрану здоровья, профилактику заболеваний, раннее обнаружение и лечение неинфекционных заболеваний (НИЗ).
  • Переориентировать предоставление услуг здравоохранения на первичную медицинскую помощь, чтобы справиться с нарастающей эпидемией НИЗ, избежать неуправляемой эскалации расходов на здравоохранение в среднесрочный период и бороться с преждевременной смертностью среди мужчин и менее обеспеченных социально-экономических групп населения.
  • Увеличить в пределах возможностей бюджета финансовые ресурсы, направляемые на амбулаторно-поликлинические услуги, включая улучшение доступа для более бедных домохозяйств.

Рынок труда снова мог бы стать источником роста доходов уязвимых категорий населения, для чего потребуется повышение качества услуг здравоохранения и образования, а также укрепление российской системы социальной защиты. Задача для сложной системы социальной защиты в России состоит в том, чтобы повысить её эффективность и устойчивость, а также адресность программ социальной помощи, направив их наиболее уязвимым категориям населения.

Предлагаемые меры

  • Повысить доступность, качество и эффективность образования в регионах, а также доходы на всех уровнях системы образования, от дошкольного до высшего.
  • Увеличить финансирование образования, повысив при этом эффективность финансирования общественной инфраструктуры и уменьшить предпочтение в отношении сильных школ и более богатых регионов.

«Рабочие места лучшего качества – ключевой фактор для сохранения всеобщего процветания»,- отметила Ана Ревенга, заместитель главного экономиста Всемирного банка. — Благодаря более эффективным инвестициям в человеческий капитал работники смогут сохранять здоровье, жить дольше и формировать навыки на протяжении всей своей трудовой жизни».

Хотя в последние годы некоторые показатели здоровья населения улучшились, продолжительность жизни (особенно у мужчин) низка, а за средними показателями по стране скрываются значительные различия в показателях состояния здоровья между регионами и социально-экономическими группами. Хотя пенсии оказали большее воздействие на снижение уровня бедности, чем социальная помощь, однако коэффициент замещения пенсий невелик; при этом состояние бюджета пенсионной системы усугубляется относительно низким официальным возрастом выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 для мужчин).

Предлагаемые меры

  • Повысить эффективность и результативность социальной помощи за счет совершенствования увязки их задач и инструментов, консолидации дублирующих программ и повышения адресности.
  • Повысить гибкость институтов рынка труда и ограничить льготы по взносам в фонды социального страхования в целях сокращения неформального сектора и повышения доходов социальных фондов.

Необходимые условия для достижения устойчивого экономического роста

Устойчивое продвижение по направлениям, обозначенным в рамках вышеупомянутых двух путей, обусловлено прогрессом в части совершенствования государственного управления, поддержания устойчивости бюджета и повышения эффективности управления природными ресурсами. Меры, призванные повысить эффективность борьбы с коррупцией, качество регулирования, укрепить корпоративное управление, а также повысить подотчетность и способности предоставлять государственные услуги, являются важнейшими элементами при формировании более качественной среды государственного управления.

Предлагаемые меры

  • Ускорить реализацию Плана по противодействию коррупции и гарантировать беспристрастное, прозрачное и предсказуемое применение законов путем совершенствования институциональных сдержек и противовесов и механизмов общественной подотчетности.
  • Совершенствовать систему государственных закупок, чтобы обеспечить возможности предприятиям конкурировать за государственные контракты на федеральном и субфедеральном уровнях.
  • Более эффективно использовать возможности электронного правительства с целью упрощения административных процедур, повышения эффективности экономической деятельности и расширения доступа к услугам в городах и в сельской местности (здравоохранение и образование), особенно для уязвимых слоев населения.
  • Стимулировать внедрение нового Кодекса корпоративного управления, особенно государственных предприятий, финансовых посредников и компаний, зарегистрированных на российской бирже, чтобы устранять существующие недостатки корпоративного управления, включая проблему независимости и подотчетности советов директоров, недостаточную корпоративную прозрачность и слабую защиту прав миноритарных акционеров.
  • Совершенствовать предоставление услуг путем более тесной увязки механизмов финансирования, стратегий и результатов от этапа планирования до завершения.

С учетом сложной ситуации с бюджетом требуется как можно скорее разработать стратегию для управления рисками в налогово-бюджетной сфере и повышения эффективности и результативности расходов в краткосрочной и среднесрочной перспективах на общенациональном, региональном и местном уровнях. Для того чтобы сохранять устойчивость общего прогресса, России необходимо сохранять обширные природные богатства и окружающую среду в интересах будущих поколений.

Предлагаемые меры

  • Увеличить ненефтяные доходы, повышать эффективность и результативность расходов, особенно инвестиций в инфраструктуру и социальных расходов, снижать бремя ожидаемой бюджетной консолидации и сохранять бюджетные возможности для вложений в инфраструктуру и защиты бедного населения.
  • Принимать меры по проблеме старения населения, создающей дефицит бюджета: продвигать пенсионную реформу, особенно повышение пенсионного возраста, изменения тарифов взносов в фонды социального страхования или переход от бюджетного финансирования социального страхования к финансированию на основе взносов, а также пересмотреть политику на рынке труда с целью увеличения доли работающего населения.
  • Совершенствовать управление и снижать риски условных бюджетных обязательств на всех уровнях государственного управления.

«Реформы необходимо проводить немедленно, хотя эффект от реализуемых мер во многих областях будет ощущаться только в среднесрочной и более отдаленной перспективе. Необходимо принять меры, не дожидаясь роста неравенства и уязвимости в условиях сложной финансовой ситуации, до того как последствия демографических изменений станут представлять собой слишком серьезную проблему для рынка труда и лягут тяжким бременем на бюджет и прежде чем возможность закрепить результаты успешного экономического роста будет утрачена , — добавил Сирил Муллер. — В связи с этим я с воодушевлением смотрю на усилия, направленные на формирование комплексной экономической стратегии, которая призвана устранить ключевые факторы, препятствующие достижению в перспективе более высоких темпов экономического роста».

Кроме того, в докладе отмечается необходимость совершенствования управления экологией и природными ресурсами.

Предлагаемые меры

  • Совершенствовать применение экологической политики для обеспечения устойчивости роста: повышать межведомственную координацию политики и регулирования использования природных ресурсов, повышать доступность экологической информации для обоснованного принятия решений, повышать эффективность применения природоохранного законодательства.
  • Приспосабливаться и уменьшать риски изменения климата и природных катаклизмов путем защитных мер, препятствующих деградации почв и уязвимости к шокам, связанным с погодными условиями, в том числе за счет продвижения передовых сельскохозяйственных подходов. Улучшать управление лесными и водными ресурсами. Снижать углеродосодержащие выбросы путем повышения энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии.
  • Компенсировать истощение природных богатств за счет устойчивых инвестиций в человеческий и физический капитал, поддерживать обслуживание невозобновляемых водных и лесных ресурсов и диверсифицировать экономический рост, развивая отрасли, не связанные с серьезным загрязнением окружающей среды. Улучшать утилизацию отходов и ликвидировать прошлый экологический ущерб.
Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.