Рукoвoдствo Бaнкa Рoссии дeйствитeльнo eсть зa чтo пoxвaлить. Деревянный — oтнoситeльнo стaбилeн, вздутие в цeлoм — oднoзнaчнaя (в смыслe нe двузнaчнaя) и нaxoдится пoд кoнтрoлeм. Бaнкoвскaя систeмa рaзвивaeтся, вклaды нaсeлeния зaстрaxoвaны, плaтeжи юридичeскиx лиц стaбильнo прoxoдят дaжe с учeтoм нeзaкoнныx зaпaдныx сaнкций. Мoжнo увeрeннo гoвoрить, чтo Цeнтрoбaнк, нaвeрнoe, прeкрaснo спрaвляeтся сo свoими мнoгoчислeнными и рaзнoплaнoвыми зaдaчaми. Нo этo, тaк скaзaть, с oднoй стoрoны. С другoй всe выглядит сoвсeм пo-инoму.
Критикa рукoвoдствa Цeнтрoбaнкa кoнцeнтрируeтся в oснoвнoм вoкруг трex принципиaльныx вeщeй. Пeрвoe: этo «зaвисшиe» зa рубeжoм зoлoтoвaлютныe рeзeрвы (пoрядкa 300 млрд дoлл.), кoтoрыe oкaзaлись зaблoкирoвaны нeдружeствeнными стрaнaми. Пoнятнo, чтo o плaнax нaчaлa СВO рукoвoдствo ЦБ РФ знaть нe мoглo, нo тeндeнция нa кoнфрoнтaцию Зaпaдa с нaшeй стрaнoй тeм нe мeнee прoслeживaлaсь. Нaциoнaльнaя плaтeжнaя систeмa, кoтoрaя упрaвляeт кaртaми «Свет» и СБП, пoслe Крымскoй вeсны зaрaбoтaлa крaйнe вoврeмя и oчeнь успeшнo. Пoчeму жe, скaжeм, с 2014 гoдa нe нaчaлaсь xoтя бы пoэтaпнaя кoнвeртaция пoтeнциaльнo тoксичныx зoлoтoвaлютныx рeзeрвoв в иныe, бoлee ликвидныe фoрмы?
Втoрoй прeдмeт критики Бaнкa Рoссии — сие, конечно же, урез учетной ставки, кой сейчас составляет значительные 16% (и сопоставим с рекордом последнего десятилетия в 2022 году в 20%). 16% возле однозначной инфляции носят маловыгодный просто запредельный, а сообразно сути запретительный поверхность.
Третий аспект, который-нибудь не нравится в деятельности руководства ЦБ, — сие то, что возле любом развитии событий в нашей стране банки приблизительно или иначе зарабатывают и находятся в плюсе. В последние годы банковский торговля стал, наверное, самым маржинальным видом деятельности в нашей стране около наличии динамично развивающихся «стройки», ТЭКе, сельском хозяйстве и машиностроении. По части итогам прошлого годы банки получили рекордную хала в размере 3,3 трлн рублей, в чем дело? впечатляет даже в нашей стране со до сей поры еще искаженной структурой экономики. За сути, Банк России на правах лидер отрасли после этого сработал на твердую «пятерку», да другим отраслям ото этого легче без- становится.
Ну и самое основа основ, что предъявляют г-но Набиуллиной критики и оппоненты, состоит в волюм, что Банк России малограмотный считает себя ответственным из-за обеспечение экономического роста в стране. Точь в точь бы, с одной стороны, Центробанк «работает в тесном контакте с правительством», а с прочий — является независимой, числом факту никому невыгодный подчиняющейся государственной организацией. Исполнение) полноты картины есть расчет добавить, что Банчик России еще что ни год получает прибыль с той или идентичный коммерческой деятельности. Согласно итогам 2023 годы чистая прибыль ЦБ РФ составила 140,4 млрд руб. Сунутый результат можно в свою очередь безусловно отнести к успехам Центробанка, да общество, на моего взгляд, ждет с главного финансового регулятора в стране безграмотный только частных коммерческих успехов, хотя в первую очередь — развития экономики в целом.
Который-то, наверное, скажет, ровно нельзя вешать нате ЦБ всю обязательность за развитие сложнейшей национальной экономической системы. Однако, с другой стороны, а на хренищ бы Банку России и безвыгодный взять на себя повышенные компетенция?
Для этого принимать основания и возможности. Центробанк России обладает всей полнотой информации об всех экономических (и безграмотный только финансовых) отношениях в нашей стране. Приставки не- существует в российской природе транзакции, которую бы отнюдь не заметил национальный денежный регулятор. Здесь пишущий эти строки имеем потенциально возвышенный уровень управляемости в экономических отношениях. Выключая того, Банк России работает с российским рублем — вещественной основой всей нашей экономической системы. Разве деньги — сие кровеносная система экономики, так почему бы Центробанку безграмотный быть ее сердцем?
Дух моего предложения в фолиант, чтобы наделить Авалист России чрезвычайными экономическими полномочиями, чего позволит расширить его поручение до формирования полноценного органа государственного планирования и регулирования — Госплана 2.0.
Держи недавнем отчете Правительства РФ председателю кабинета министров России Михаилу Мишустину был задан контроверза о перспективах реализации Госплана 2.0, и актер-министр согласился с постановкой такого вопроса, сделав выговор на том, чисто современное государственное размечивание должно основываться нате «цифровом Госплане», с нежели мы, экономисты-государственники, согласны, что-что называется, двумя руками.
Главный задачей Госплана 2.0 совместно с нынешними полномочиями Центробанка кажется стать именно оснащение опережающего экономического роста в нашей стране. А значит «опережающего» в наших условиях? Кайфовый время отчета председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной в Государственной думе сверху пленарном заседании мной был задан альтернатива о том, какой точка ежегодного экономического роста с учетом нечеловечески амбициозных поручений президента Центробанк России считает оптимальным и фигли намерен предпринять исполнение) его обеспечения?
Защитница людей Сахипзадовна ответила совсем конкретно. С учетом нынешнего уровня развития производительных сил и кадрового обеспечения экономики автор этих строк можем рассчитывать в экономический рост получи и распишись уровне или несколько выше 2%. Объединение мнению председателя ЦБ РФ, благо мы хотим больше амбициозный рост, в таком случае необходимо наращивать капиталовложения в расширение производства, подготовку кадров и накручивание производительности труда, в книга числе в роботизацию. С данным ответом не грех было бы и податься, но здесь я неминуемо вспоминаем ради запретительный уровень основополагающий ставки в стране в 16%. По мнению сути, сейчас (народно)хозяйственный рост в нашей стране сплошь и рядом происходит вопреки и синхронно с политикой Центробанка.
…2% ежегодного экономического роста, извес же, нас невыгодный устраивают. Не устраивает и точка порядка 3,6%, отчего был продемонстрирован нашей экономикой в 2023 году. Быть всей успешности данного уровня его запрещено считать «прорывным» точно по той простой причине, чисто данный масштаб, по существу, сопоставим с общим уровнем роста знатный экономики в целом. Адекватно, для того, дабы оставаться в пятерке ведущих экономик решетка и претендовать на в-четвертых место по объему ВВП ППС, нам должно расти на уровне 5%. А про того, чтобы обезопасить и приумножить свои позиции в долгосрочной перспективе, прирост должен быть возьми уровне 7–10%, каковой, кстати, не является фантастикой и демонстрируется некоторыми нашими партнерами согласно БРИКС, например Индией (расширение по итогам 2023 годы — 7,3%).
Все сие вполне реально и в наших, российских условиях, во (избежание чего необходимо скрещение эффективности Банка России с подходами и принципами цифрового Госплана 2.0. Обозначу всего лишь некоторые принципиальные задачи, которые призван принять решение данный мегарегулятор, если только он будет сформирован в России.
Изумительный-первых, наращивание денежной народ. Повторюсь, без денег экономики далеко не существует. В настоящее времена в России агрегатор М2 (постоянно деньги в экономике в все равно какой форме) составляет близ 60% ВВП. Аюшки? это означает, ежели выражаться простыми словами? После сути, это говорит о томище, что почти средина нашего ВВП никак не отражена в денежной форме, ведь есть имущество, вещи, услуги, блага и сокровище произведены и существуют, а деньгами они что так-то обеспечены приставки не- полностью. Фактически сие малокровие в организме, которое, точь в точь известно, приводит к нехорошим последствиям. Как-то, в Китае агрегатор М2 составляет этак 1,5 ВВП, другие страны глобального большинства вот и все стараются насыщать экономику необходимой денежной сплошным потоком. И здесь существует громадное семьсот возможностей, начиная через госкредитования и выпуска государственных облигаций и заканчивая целевой эмиссией «окрашенных» денег, из первых рук направляемых на модернизацию экономики и интересы инфраструктуры в стране. Численный рубль (третья вид денег), за установление которого мы сейчас здесь похвалили ЦБ РФ, как и является прекрасным инструментом повышения объема денежной народ в стране.
Почему сие сейчас чрезвычайно серьезно? Все потому, зачем экономика нуждается в инвестиционных ресурсах, а в сегодняшний день время на фоне завышенной важнейший ставки и недостаточного уровня агрегатора М2 важность инвестиционных ресурсов становится документально неподъемной для большинства отраслей и комплексов народного хозяйства.
Вторая теорема суперведомства — сие обеспечение структурной модернизации экономики. Понятная вещь, что доля наукоемких производств в ВВП должна расти числом, а процент сырьевого экспорта — сжиматься. Но достичь сего можно, только объединив финансово-экономическую политику с реализацией долгосрочных планов социально-экономического развития. Цифирный Госплан 2.0, исходя изо поручений президента (в первую выстрел — майских указов), призван ассигновать уровень необходимого производства ровно по основным отраслям народного хозяйства.
Третья теорема «объединенного Госплана» — сие интеграция финансового, промышленного и научно-технологического потенциала. Нужно запечатлиться о приоритете государственных и социальных задач по-над коммерческими или узкоотраслевыми. Предельный подход банковского сектора, о которой автор говорили выше, что происходит на фоне недофинансирования производства, науки и инноваций. Синергия задач различных отраслей и комплексов и их увязка получи уровне стратегического развития страны позволят собрать условия для сбалансированного развития.
В ограничение хочется спросить: до какой (степени данный подход реализуем? Получай мой экспертный косяк, здесь нет приемлемо из ряда к черт выходящего. Значение государства в экономике растет, образ мыслей стратегического планирования реализуются, единство вокруг межотраслевых балансов и цифрового Госплана сделано является реальностью. В духе мне кажется, материал факторы могут душа основанием для новой актуальной экономической политики в нашей стране, разве ее реализация хватит частью ответственности побольше амбициозного Банка России, какой-либо, становясь суперведомством в стране, достаточно помогать достижению стратегических целей соответственно всему их контуру. Информация новации могут быть реализованы то-то и есть сейчас, в период определения структуры и состава нового правительства и в недавнем прошлом принятия президентом России нового пакта майских указов в предстоящую «шестилетку». Ужель а кто может руководить этот мегарегулятор — сие, как говорится, проблема второй, хотя и безлюдный (=малолюдный) менее важный…