фoтo: Илья Шaбaрдин
Eсли вeрить высoкoпoстaвлeнным чинoвникaм, oтeчeствeннaя экoнoмикa xoть и мeдлeннo, нo всe жe выxoдит нa трaeктoрию рoстa. И глaвным свoим дoстижeниeм в прaвитeльствe нaзывaют сдвиги в прoмышлeннoм производстве. Действительно, в отличие от других отраслей здесь наблюдался подъем. Например, в апреле промпроизводство увеличилось на 2,3% в годовом выражении, в июне — на 3,5%, а в мае и вовсе на рекордные 5,6%.
Правда, эксперты не спешат эти достижения приписывать правительству. «Это не заслуга чиновников. Бизнес попросту адаптировался к жестким экономическим реалиям», — поясняет «МК» главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев.
К тому же чтобы говорить о выходе из кризиса, нужна стабильность, которую пока российская экономика не демонстрирует. Вот и промпроизводство в июле, после стремительного роста, пошло на убыль: рост отрасли замедлился до 1,1%. «Спад темпов роста промпроизводства в этом месяце вполне закономерен. В первой половине года взлет во многом был обеспечен более дорогой нефтью, которая поддерживала добывающую промышленность. Плюс плохая погода, которая способствовала увеличению объемов выработки тепла и электроэнергии. К середине лета эти факторы потеряли свою актуальность», — пояснила «МК» председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию инвестиционной среды для бизнеса Анна Вовк.
Тем временем глава Минпромторга Денис Мантуров нашел другое объяснение замедлению роста отрасли. По его словам, сложности отечественной промышленности создают антироссийские санкции. В числе негативных факторов, влияющих на производство, министр также называет скачущий курс рубля. На волатильность «деревянного» жалуются около 80% промышленных производителей.
Однако не все эксперты разделяют мнение министра. «Для большинства отечественных компаний нововведения в санкциях ничего не меняют. Возможно, только пострадают международные проекты сырьевых компаний. Для кардинального изменения динамики, особенно в части спада в обрабатывающей промышленности, этого недостаточно», — утверждает Вовк. К тому же и волатильность рубля тоже ни для кого не новость. «Куда более серьезное влияние оказывает дороговизна импортного оборудования при острой нехватке отечественных аналогов и все еще отсутствующий рост доходов населения, который мог бы поднять спрос на товары», — продолжает эксперт.
И в этом вопросе правительству как раз и нужно активно действовать. В частности, работа по техническому переоснащению промышленных предприятий — задача Министерства промышленности и торговли. В противном случае добывающая промышленность так и останется доминирующей в структуре промпроизводства, а обрабатывающая продолжит показывать значения «около нуля».
А это, в свою очередь, явно не пойдет на пользу всей российской экономике. По данным Центра развития НИУ ВШЭ, в первом полугодии 2017 года рост отечественного ВВП был обусловлен в основном ценами на нефть. Однако такого фактора, как стоимость «черного золота», надолго не хватит: он практически уже исчерпан и слабо зависит от усилий властей.
Поэтому именно промышленное производство в условиях санкций могло бы послужить источником роста всей экономики. Однако, как показывают июльские данные, этого не происходит. В результате состояние российской экономики по итогам июля можно оценить как «отличное, но не безнадежное». Именно так выразился в зале суда экс-министр экономического развития Алексей Улюкаев.