Фoтo прeсс-службы Минпрoмтoргa
Пo слoвaм Мaнтурoвa, oтрaсль ужe смoглa зaгaсить прoблeму нexвaтки oбoрoтныx срeдств, внeдрив в рынoк мexaнизм субсидирoвaния прoцeнтнoй стaвки пo крeдитaм. «Пo нaшим оценкам, только одна эта мера в объеме 500 млн. рублей простимулировала дополнительное производство продукции на 7,2 млрд. рублей», — подчеркнул министр.
Правила субсидирования ставок для промышленности были утверждены Минпромторгом в 2015 года. Субсидируется до 70% от ключевой ставки Центробанка, которая сегодня составляет 10,5%. На дешевые кредиты могут претендовать компании из федерального списка системообразующих, а также предприятия, вошедшие в перечень оказывающих существенное влияние на промышленность и торговлю.
Кроме того, с этого года предусмотрены субсидии лизинговым организациям в целях обеспечения предприятий легкой промышленности современным технологическим оборудованием. Механизм позволят получить скидку в размере 30% на авансовый платеж по договорам лизинга. Мантуров также напомнил про инструмент, простимулировавший выпуск камвольных тканей для школьной формы. Специальный механизм субсидирования обеспечил сокращение цены на ее комплект в среднем на 30-40%. В результате производство камвольной ткани в этом году в данном сегменте выросло почти в три раза. «Также мы нарастили долю использования отечественной шерсти для пошива школьной формы до 70% и в следующем году можем вплотную подойти к полному замещению в этом сегменте», — пояснил он.
При этом министр считает логичным, что сегодня российский легпром рассматривается как неотъемлемая часть Евразийского экономического союза (ЕАЭС). О перспективах развития отрасли в разрезе интеграционных процессов внутри ЕАЭС зашла речь в финале деловой программы форума. «Потребление продукции легкой промышленности ежегодно растет и в России и в мире. Вместе с тем продукцию из натурального сырья постепенно вытесняют товары, произведенные из химических волокон. Этот глобальный тренд мы должны обратить себе на пользу, в том числе в части развития экспортного потенциала отрасли. У нас для этого есть все ресурсы: нефть, сильная химическая промышленность и лесная отрасль. Это направление тем более будет интенсивно развиваться, учитывая широкий спектр применения химических волокон и нитей. Высокотехнологичная текстильная продукция на их основе востребована в авиастроении, строительстве, медицине, автомобилестроении, сельском хозяйстве, военной и ряде других областей. И это обязательно необходимо брать в расчет при построении новых и трансформации существующих кооперационных связей. Как внутри стран ЕАЭС, так и в периметре границ всего союза», — сказал Денис Мантуров.
Одно из основных достижений ЕАЭС — «обеление» рынка меха. Эксперты единогласно оценили успешную реализацию проекта по маркировке шуб как первый шаг к построению наднациональной системы противодействия нелегальному обороту товаров легпрома. Напомним, что пилотный проект чипирования меховых изделий RFID-метками стартовал в апреле этого года, он призван вывести из тени 80% мехового рынка. С 12 августа оборот немаркированных шуб в России запрещен.
В следующем году в Минпромторге рассчитывают на сохранение объемов производства продукции легпрома на уровне 2016 года и не исключают ее рост. В этом году, несмотря на падение потребительского спроса, отрасль смогла сломать негативный тренд. Оживление отрасли стало возможным, в том числе, за счет девальвации рубля и эффекта импортозамещения. В результате за 10 месяцев текстильное и швейное производство выросло на 4,2%, в сегменте кожи и обуви прибавка еще более уверенная – 6,2 %.